top of page

Провокативная гештальт-терапия перевернёт и преобразитвашу практику в гештальт-подходе

Обновлено: 24 апр.

С той поры, как идея провокативной гештальт-терапии (ПГТ) неожиданно пришла ко мне, и я стал её постоянно в той или иной степени использовать в своей работе с клиентами и группами, прошло более 15 лет. И всегда она даёт потрясающий эффект, когда правильно применяется. Особенно на публичных воркшопах, когда за 7-10 минут клиенты получают решение своих проблем, которые в обычной терапии не продвигались годами. Но и со своими постоянными клиентами я использую ПГТ при каждом удобном случае, привнося в наш контакт больше свободы, лёгкости, веселья, непредсказуемости и вариантов выхода из кризиса. Оказалось, что это универсальный метод, который хорошо подходит и для терапии, и для коучинга, и для работы с парами.





В чём же секрет многократно большей эффективности ПГТ, чем обычной гештальт-терапии? Почему этот революционный метод не мог родиться раньше, и до сих пор не так сильно распространён? Дело в том, что само существование ПГТ – это разрушение двух основных мифов ортодоксальной теории Гештальта: диалог один из видов контакта и процесс работы направлен на формирование фигуры клиента. Таким образом, ПГТ сама по себе тоже провокация в рамках теории и практики гештальт-терапии и поэтому как метод верна себе.


Как же это возможно, чтобы существовал диалог, и при этом не было контакта? Это естественно возникает, если рассматривать диалог шире, чем отношении Я-Ты у Мартина Бубера. Начиная с 2003 года, в нескольких своих статьях о диалогической гештальт-терапии, я показываю, как именно диалог может не быть контактом. При этом я опираюсь на богатую традицию диалогической и коммуникативной философии, в том числе на другие идеи Мартина Бубера, работы Михаила Бахтина и других философов. Тогда появляется почва для возникновения ПГТ, если заметить, что Фрэнк Фаррелли как родоначальник провокативной терапии всегда находится с клиентом в диалоге и практически никогда в контакте.


Процесс терапии у Фаррелли мало напоминает Гештальт – это перескоки с темы на тему, дразнение и обзывание клиента нехорошими словами, активное выбивание у него из под ног привычных опор. Никакой видимой заботы про осознанность или поддержки клиента, полное невнимание к его/её чувствам и переживаниям. Однако, оказавшись лицом к лицу со своей проблемой, клиенту приходится найти в себе дремлющие силы, чтобы её решить сразу. Ему просто некуда деваться потому, что процесс терапии направлен не на заострение фигуры, а на заталкивание клиента в его тупик всё глубже и веселее. Конечно, это возможно не со всеми клиентами и не всегда, поэтому, чтобы применять ПГТ, надо этому обучиться.

Кроме того, работать так, как Фаррелли, дано не всем – это высокое искусство настоящего шута, для которого надо таким родиться. А ПГТ доступна всем, кто владеет основами гештальт-подхода и может работать с полярностями поддержки и фрустрации, мягкости и чёткости, шутки и серьёзности, агрессивности и заботы. Освоение ПГТ открывает путь к аналогичной работе в гештальт-коучинге. В этом случае, с той же верой в клиента и любовью к нему, вместо устранения проблем – более быстрое достижение целей и помощь в реализации потенциала.


Решайте, хотите ли вы привычно следовать за клиентом и медленно тащиться по разбитой колее установления отношений Я-Ты, работы с прерываниями контакта и прояснения фигуры клиента? Или готовы попробовать что-то новое свежее, привносящее в вашу работу больше драйва, свободы творчества и удовлетворения результатами? Ведь нашим клиентам нужны именно результаты и чем быстрее и фундаментальнее у них происходят позитивные изменения, тем они более довольны. Да и время сейчас такое, что перемены в мире происходят всё быстрее, и нам просто необходимо этому соответствовать. Поэтому я решил вернуться к обучению использованию ПГТ и провожу семинар в конце мая 2024 года.


Фото Самуил Червинский www.flickr.com/photos/samcherv/


59 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page